Понятие
«функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном
конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали
совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и
решения житейских проблем.
Сегодня
функциональная грамотность – это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в
современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная
грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и
юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни,
естественных науках.
При
этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую
информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды
деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и
самообразования.
Именно
оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе
Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA.
Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития
каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия
принимала участие во всех циклах исследования.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах: